Мартыново

Мартыново Посещая деревню Мартыново и знакомясь с уникальным субэтносом, туристы погружаются в самобытную крестьянскую жизнь. Не секрет, что деревянная изба, огороженная плетёным забором, для многих россиян является чем-то экзотическим. Рядом с волжским городком Мышкин, который славится своими неповторимыми музеями, раскинулся Кацкий стан, заселенный представителями самостоятельного субэтноса – кацкарями. Проживают они там с незапамятных времён, а их 80 деревень и сёл, расположены по берегу реки Кадка, от которой и произошло название субэтноса.

Согласно легенде, во времена нашествия на Русь ордынских войск, все сражавшиеся защитники погибли. А так как хоронить воинов было некому, их тела попали в реку, и наполнили её воды трупным ядом. Все, кто остался в живых, спаслись благодаря крестьянину, нашедшему родник в русле реки, и посадившему на него кадушку. Вычерпав ядовитую воду, в кадушку потекла чистая родниковая вода. Отсюда и происходит название реки и субэтноса, а также знаменитый клич «Пошли на кадку!».

Жителей соседних деревень, кацкари называют «заволосными», что значит «живущие за волостью нашей». «Заволосные» не всегда понимают, о чём бахорят (говорят, по-кацки) кацкари. Любой, кто попадает в деревню Мартыново, услышав живой кацкий диалект, начинает невольно улыбаться - и есть от чего. К примеру, обращаясь к вам, кацкари используют вместо привычного «дамы» и «господа», несколько оскорбительное «дурак» или «дура». Но обижаться не стоит, поскольку своим диалектом, кацкари показывают состояние души простого крестьянина. Горожанин скажет «Я купил колбасы», а в Кацком стане – «Я обызъянился колбасой», что означает получить изъян, и понести напрасную трату и ущерб.

После отмены крепостничества, многие кацкари перебрались в город, но свой кацкий диалект сумели сохранить. Их язык имеет свою орфографию, синтаксис, а также свои существительные и глаголы. При разговоре, они окают (первый предударный слог «а», заменяется на полное «о»: стокан, торелка, боран, робота, зобота) и ёкают (морё, подпольё, полё, вареньё, ты знаёшь).

В Мартыново, очень сильны традиции общинного уклада, и наплыв туристов не только не сказался на этом укладе, а наоборот, заставил кацкарей осознать свою уникальность. Свой способ общего ведения домашнего хозяйства и быта, известного также как «феномен кацкарства», они поддерживают и сохраняют. В чём же их отличие? По каждому вопросу, они советуются с односельчанами. На подворьях в Мартыново висят иконы для скотины и лапти, оберегающие кур от болезней. А чтобы куры неслись чаще, кацкари подвешивают в курятнике настоящее яйцо, завёрнутое в красный шерстяной мешочек. Следуя традиции, коров доят с правой стороны, потому что левая сторона считается «чужой», и надои молока будут меньшие.

Присутствует в культуре кацкарей и свой фольклор. По их верованиям, Кацкий стан лишь наполовину заселен людьми, а другая его половина, принадлежит нечистой силе. И среди множества мифологических персонажей, наиболее старинным является демон Чугрей. Как гласит легенда, любого, кто нарушит запреты, он закручивает в вихре и уносит далеко прочь. А вот огненный летающий Уж по имени Палучато, более дружелюбен, и приносит людям богатство. По этой причине, ему ставят на подоконнике миску с молоком. Очень почитают кацкари свой символ солнца - Белую корову. По их словам, именно Белая корова даровала всем жизнь, а вместе с ней радость, достаток, свет и тепло.