Версия для печати

Вышивка крестиком - исторические особенности составления узоров

Вышивка крестиком - исторические особенности составления узоров 1 Августа 2012
Вышивка крестиком уже много веков является одним из любимых и популярных видов рукоделия. Точно определить, как и когда она образовалась, невозможно, но корни ее уходят в далекие века. В те далекие времена иглы изготавливались не из металла, а из кости, дерева, жесткой щетины.

Каждая народность имеет свои особенности вышивки крестиком. Они накапливались в течение столетий и отражали особенное видение мира, присущее отдельно взятой стране. Стиль узоров отличался применением орнаментов, фонов, цветов нитей. Они определялись историей, сказками, легендами народа. Вышивка крестиком создавалась для украшения одежды и предметов быта.

Народы Западной Европы изображали в основном библейские темы. Разные способы наложения крестиков позволяли получить особенные стежки. Со временем установился один способ, который стал применяться повсеместно и теперь считается классическим. Узоры приобрели разнообразие, добавились изображения цветов, трав, людей.

Восточная вышивка всегда отличалась сложными орнаментами, яркими красками нитей, присущими народностям в быту и одежде. Обилие шелка придавало им особенные черты, по которым вышивку Востока легко можно было выделить среди работ мастериц других стран мира.

Славянская вышивка всегда отличалась самобытностью. Геометрические узоры сочетались с растительными рисунками, переплетались и создавали гармоничные рисунки. В деревне и городе вышивание крестиком отличалось тематикой узоров. Городские вышивальщицы стремились показать модные веяния Запада, а народные мотивы передавали быт крестьянства, их жизнь и обряды.

Российские народности относились к узорам с суеверием, придавали большое значение цветам нитей и месту расположения вышивки на одежде. Большое значение придавали украшению полотенец. Вышитые полотенца применялись в обрядах, сопровождавших важные события жизни. Каждой линии орнамента придавался глубокий смысл, изменение расцветок или направления стежков не допускались.

Следуя общим правилам, мастерицы умели добавить свою особенность в узоры, присущую именно их родному краю. Этим работе придавались уникальные черты. На Руси каждая крестьянская девушка готовила себе приданное, вышивая крестом головные уборы, скатерти, полотенца, простыни. На свадьбе все работы полагалось демонстрировать гостям, чтобы они оценили умение и мастерство невесты.

Часто для создания узоров применялись золотые нити. Кроме этого, для украшения использовались кружева и отделочная тесьма. Вышивка крестом предполагала создание многих вариантов колоритного исполнения рисунка. Акцент на определенный цвет нити позволял определить родину вышивальщицы.

В народном творчестве считалось обязательным применение нити красного цвета в орнаменте. Но всего цветов для него использовалось не более 3-х. При этом, если менялся цвет хотя бы одной нити, восприятие работы становилось другим. Одно правило соблюдалось с древних времен - узор должен быть ярким, чередующим светлые и темные тона.

Вышивку крестом выполняют на любой ткани, но наиболее комфортно она осуществляется по канве. Специальная полотняная ткань облегчает подсчет нитей и имеет квадраты, помогающие работать быстро и без усилий. Ткань натягивается на пяльцы. Иглу вводят снизу вверх сначала слева направо. Дойдя до конца ряда возвращаются, укладывая стежки справа налево. Вышивка крестом позволяет создавать уникальные узоры, картины, сравнимые с настоящими произведениями искусств.