Версия для печати

Экскурсионные туры в Москву. Прием иностранных туристов

Экскурсионные туры в Москву. Прием иностранных туристов 22 Августа 2013

По словам Премьер-министра РФ Д. А. Медведева, «сегодня туризм — это одна из наиболее быстрорастущих отраслей нашей экономики» и «то место, где малый бизнес может найти себе применение». Внутренний и въездной туризм способствуют: занятости населения (как в туристской индустрии, так и в других, имеющих с ней связь), увеличению национального дохода, экономическому развитию отсталых регионов (сельский и экотуризм), развитию страны в целом, диверсификации экономики путём развития смежных отраслей (гостиничный, ресторанный, развлекательный бизнес и другие). На Съезде Русского географического общества, состоявшемся 18 ноября 2009 года, В. В. Путин среди «задач сегодняшнего дня» наряду с экологической проблемой подчеркнул, что не менее важной темой является «развитие туризма. Россия с её уникальным природным и этнокультурным многообразием обладает для этого большими возможностями. Нужно их реализовать, как для организации отдыха наших граждан, так и для привлечения зарубежных гостей. По своей ёмкости туристический рынок измеряется миллиардами. И он должен у нас заработать в полной мере».

До 2009 года деловой туризм в России имел тенденции к росту, опережающие снижающийся прием иностранных туристов, прибывающих с целью отдыха, что, в общем, положительно сказалось на въездном туризме. По данным XII съезда Российского союза туриндустрии, проходившего 12—14 октября 2009 года в Санкт-Петербурге, в результате финансового кризиса в 2009 г. въездной туризм снизился на 15%. Однако, по словам председателя Комитета по туризму Правительства Москвы Г. В. Антюфеева, кризисный 2008 год показал, что отрасль въездного и внутреннего туризма «оказалась более устойчивой, чем подавляющее большинство отраслей российской экономики». Он же заметил, что «туризм… не сырьевой источник для заработка денег, а значит — вечный».

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма С. Л. Байдаков сообщил, что «туризм приносит в бюджет Москвы не менее 7% дохода. И задача власти в сложных экономических условиях — оказать системную поддержку представителям этой отрасли, создать условия для их эффективной работы».

Многовековое культурно-историческое и богатейшее природное наследие России, обширные неизведанные территории позволяют при условии развития туристской инфраструктуры увеличить приём иностранных туристов в несколько раз. По данным Всемирной Туристской Организации к 2020 году вышеперечисленные факторы позволят России войти в первую десятку стран — самых популярных направлений туризма. Согласно Приказу Ростуризма от 06.05.08 г. № 51 «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года» продвигать необходимо, прежде всего, культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм. К последнему относиться круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный» и другие) — для иностранных туристов, а внутри страны — пляжный и оздоровительный.

Однако имеется достаточно конкурентных слабостей, мешающих развитию туризма в России. Главной из них является высокая стоимость туристических услуг (так, экскурсионные туры в Москву могли бы стоить гораздо дешевле, однако она является одним из самых дорогих городов в мире по стоимости номера в гостинице). Слабо развитая туристская инфраструктура, небольшое количество гостиниц туристского класса, транспортная проблема — причём, как воздушного, так и водного, и наземного видов транспорта: высокая стоимость, отсутствие современных транспортных средств всех видов (устаревшая и изношенная техника), предельная загруженность. Низкое качество обслуживания ввиду отсутствия квалифицированного персонала (несмотря на то, что в России более чем в 300 высших и средних учебных заведениях обучают туристскому бизнесу, академичность и недостаток практических знаний и навыков отрицательно сказывается на образовании, не отвечая требованиям туристской индустрии). Отсутствие необходимой безопасности пребывания туристов. Несовершенная визовая политика для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности. Недостаточная государственная реклама туристских возможностей страны на внутреннем и внешнем рынках. Выше перечислены далеко не все негативные факторы, мешающие развитию туризма в России.

Устранение недостатков будет не только способствовать экономическому росту России, но и укрепит её положение на мировом рынке, а также повысит качество жизни населения. На сегодняшний день для развития туристской инфраструктуры действуют или действовали федеральные целевые программы: «Юг России» (2008—2012 гг.) — раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса»; «Социальное развитие села до 2010 года»; «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010—2015 гг.«; кроме того, разрабатываются другие необходимые для развития туризма в России федеральные, а также региональные целевые программы. По данным Ростуризма, в субъектах действуют и разрабатываются более 65 региональных программ, в 5 регионах действуют концепции развития туризма.

Остается надеяться, что меры государства, направленные на развитие туризма в России (в том числе развитие города Сочи) и привлекательности его для иностранцев, будут выполнены, а средства пойдут по назначению, а не в карманы чиновникам.